| | | | | | | | | | |
| В этой таблице приведен перечень того, что ребенок может уметь делать до года. | |
| Возраст ребенка | Развитие слуха | Развитие зрения | Эмоциональное развитие | Активная речь | Понимание речи | Навыки и умения | Движения Руками, действие с предметами | Общие движения | |
| |
| 10 дней | При резком звуке мигает и вздрагивает | Держит в поле зрения движущийся предмет | | | | | | | |
| 18 - 20 дней | Спокойно, слышит сильный звук (успакаиваеться) | Держит в поле зрения неподвижный предмет | | | | | | | |
| 1 месяц | Прислушивается к звуку | 1.Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете 2. Плавно прослеживает движущийся предмет | Улыбаеться в ответ на улыбку | | | | | Лежа на животе пытается поднять и удерживать головку | |
| 2 месяца | Поворачивает голову на источник звука | 1.Продолжительное время сосредотачивается на неподвижном предмете 2.Долго следит за движущейся игрушкой | Отвечает улыбкой на речь взрослого | Произносит отдельные звуки | | | | Лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову | |
| 3 месяца | | Может долго сосредотачиваться на неподвижном предмете в вертикальном положении | Реагирует в ответ на общение | | | | Случайно наталкивается руками на игрушки, которые висят над кроваткой | Удерживает голову в вертикальном положении при потдержке взрослого Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья. При поддержке за подмышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, в твердую поверхность | |
| 4 месяца | Находит глазами скрытый источник звука | Узнает мать, радуется | Громко смеется в ответ на обращение | Гулит | | Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку | Рассматривает и захватывает висящую игрушку | | |
| 5 месяцев | Узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонацию, по-разному реагирует | Визуально отличает близких от чужих | По-разному реагирует на близких и чужих | Подолгу гулит | | | Удерживает в руке. Берет игрушки из рук | Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке под мышки | |
| 6 месяцев | | | Эмоционально по-разному реагирует на свое и чужое имя | Начинает лепетать. Поизносит отдельные слоги | | При кормлении снимая пищу губами с ложечки | Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу играет с ней | Начинает ползать. Переворачивается с живота на спину | |
| 7 месяцев | | | | | В ответ на вопрос "Где?" находит взглядом предмет, | Пьет из кружечки, чашечки, стаканчика при потдержки взрослого | При игре с игрушкой стучит, размахивает, бросает | Уверенно ползает | |
| 8 месяцев | | | | Г ромко и четко произносит и повторяет слоги | Реагирует на вопрос "Где" находит несколько предметов на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет ранее освоенные действия например "Дай ручку", "Ладушки" | Самостоятельно держит и ест кусочек хлеба | Игрушками играет подолгу и разнообразно. Подражает действиям близких (катает, стучит, вынимает) | Самостояьтельно садится, сидит и ложится. Встает, держась за опору, стоит и опускается. Переступает, держась за опору | |
| 9 месяцев | Под танцевальную музыку приплясывает | | | По дражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые есть в лепете | Знает свое имя. На вопрос "Где?" находит несколько знакомых предметов независимо от их расположения | Хорошо пьет из кружечки, чашечки, стаканчика, придерживает ее руками | Разнообразно действует с педметами, в зависимости от их свойств | Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками | |
| 10 месяцев | | | | Повторяет за взрослым слоги, которых нет в лепете, подражает ему | По просьбе "Дай" находит и дает знакомые предметы | | По просьбе взрослого и самостоятельно открывает, закрывает, вынимает, выкладывает предметы | Влезает на невысокие предметы, слезает с них | |
| 11 месяцев | | | | Произносит облегченные слова. Легко подражает новым слогам | Понимает на слух названия предметов, имена людей, выполняет поручения "Принеси", "Найди", "Отдай", "Положи на место" | Самостоятельно пьет из кружечки, чашечки, стаканчика | Овладевает новыми навыками и начинает выполнять их по просьбе( строит из кубиков, собирает пирамидку) | Начинает ходить самостоятельно без опоры. | |
| 12 месяцев | | Узнает по фотографии знакомого | | | | | Самостоятельно выполняет основные действмя с игрушками (катает, кормит и т.д.) | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |